Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №12"

Адрес299703, Российская Федерация, Город Севастополь, Балаклавский, Инкерман, Малиновского, 34

Контакты администрации 7(8692)72-21-53 gboushkola12@sev.gov.ru

Родная литература

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий останется прежним: Вторник. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения. Прошу присылать ответы на вопросы и задания  на  адрес моей электронной почты natali_kvasnevskaya@mail.ru . Чтобы решение не потерялось, указывайте в теме письма фамилию ученика. С уважением Квасневская Наталья Викторовна

Дата

Тема урока

Материал для изучения

Домашнее задание

07.04

А.Грин" Зеленая лампа" Что нужно человеку для счастья?

" Зеленая лампа"

Написать сочинение в рамках ОГЭ на тему по произведению "Что нужно человеку для счастья?

 

14.04

Глубина философского обобщения в рассказе А. ПЛАТОНОВА " В прекрасном  и яростном мире"

текст произведения

прочитать рассказ, анализ. Тема, идея, система образов,сюжет. ИЗУЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ, ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ

21.04

Екимов Б.П. " Ночь исцеления"Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны

текст произведения

написать сочинение. " С какими трудностями сталкивается человек на войне"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы, которые рекомендуются для изучения по желанию обучающихся

9 класс родная литература

Тема

Материалы, рекомендуемые для самостоятельного изучения

 

1

Екимов. Б. П. « Ночь исцеления» Трагическая судьба человека в годы ВОВ

 

Основной темой произведения являются размышления писателя о чувстве человеческого сострадания к ближнему, способному к чудодейственному исцелению от тяжелых недугов.

Главными персонажами рассказа представлены старушка по имени Баба Дуня, пережившая все тяготы и лишения страшного военного времени, серьезно повредившие ее немолодую психику, и ее внук Гриша, мальчик подросткового возраста. 

Бабушка является деревенской жительницей, не любящей навещать родных, живущих в городских условиях, поскольку Бабу Дуню по ночам мучают кошмарные сны, во время которых пожилая женщина громко кричит, стонет и зовет на помощь.

Близкие предпринимают попытки излечить бабушку от психического расстройства, обращаясь к различным докторам, приобретая необходимые лекарства, но это не приносит несчастной старушке избавления от болезни. В течение дня бабушка, хлопоча по хозяйству, забывает об ужасах войны, но с наступлением ночи болезненные воспоминания снова настигают ее во сне.

На летние каникулы Баба Дуня с нетерпением ожидает приезда любимого внука, который предупрежден о бабушкином недуге родными, советующими Грише в случае кошмарных снов женщины выводить ее из этого состояния путем пробуждения.

Ночью мальчик слышит болезненный бред бабушки, но не решается разбудить ее, а старательно пытается понять какие воспоминания мучают любимую Бабу Дуню. Из стонов и криков старушки Гриши понимает, что в военное время у бабушки теряются драгоценные хлебные талоны и от страха приближения голодной смерти женщина теряет рассудок и понимание происходящего.  В душе мальчика просыпается искренняя жалость к родному человеку, проникшись тем ощущения горя и ужаса, которые испытала его бабуля.

Гриша вступает в беседу со спящей бабушкой и помогает ей советами отыскать ценные карточки на хлеб, тем самым успокоив несчастную больную.

Проведя всю ночь у постели улыбающейся во сне Бабы Дуни, внук неосознанно, проявив истинные чувства сострадания и милосердия, исцелил собственную бабушку от мучительных ежедневных снов, в которых женщина раз от раза переживала немыслимые страдания.

Повествуя в рассказе о бессонной ночи, проведенной внуком с больной бабушкой, писатель акцентирует внимание на проблемах людей, переживших ужасы войны, нуждающихся в сочувствии, понимании, милосердии, доброте, любви, помощи и заботе окружающих.




 

3

 

 

 

 

 

 

Е. Габова.  Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми

ассказ заставляет задуматься над извечной проблемой в обществе, когда кто-то отличается от других и его за это начинают всячески унижать, издеваться и выставлять на посмешище. В этом рассказе приводиться пример такого отношения к девочке Свете от её одноклассников. Девочку не любили за рыжие волосы и за высокий и звонкий голос, который всех раздражал. Они издевались над ней и не принимали в свою компанию. Например, во время ловли рыбы одноклассниками, Света одна плавала в озере и пела трогательные песни, но мальчики отреагировали на её песни негативно и грубо, сказав, что она «воет» и распугивает им всю рыбу. Как в большинстве таких историй, когда люди не верят, унижают и критикуют своих коллег, друзей, близких или одноклассников, потому что они не как все и непохожи на них, «пострадавшие» становятся успешными и известными людьми. Света ушла из школы и впоследствии стала «золотоволосой красавицей» и знаменитой оперной певицей.

4-5

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя

Захар Прилепин «Белый квадрат». Опыт осмысления и анализа.

 

      Образ одного из главных героев рассказа сливается с образом рассказчика. Кроме того, и зовут героя Захаркой (сравните: автор рассказа - Захар Прилепин).

     В рассказе сосуществуют два временных пласта: настоящее, представленное в разговоре повзрослевшего и уже постаревшего Захара с воображаемым собеседником Санькой, и прошлое, представленное развернутыми и очень яркими воспоминаниями о детстве (к старости детство вспоминается очень ярко и зримо)   самого Захара. Если прошлое составляет основную ткань сюжета, 

то настоящее  - это связующая часть композиции, именно она не дает рассказу «рассыпаться»,  и она же содержит непрямую авторскую оценку происходящего.

     Настоящее в рассказе «отравляет прошлое», не дает воспоминаниям детства быть такими светлыми, чистыми, радостными и яркими, как хотелось бы автору. И все – таки  детство остается детством.

      Как  у большинства деревенских мальчишек,  у Захара был свой кумир. Этим кумиром был Сашка.

      Он «был необыкновенный», с «солнечным чубом, нежной красоты лицом, всегда готовым вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой». Он не говорил «мерзких пошлостей, не матерился», жал малышам руку по – мужски. Не удивительно, что у местной малышни «сердце прыгало ему навстречу».

      Девятилетний Сашка  даже не боялся десятилетних хулиганов - близнецов Чебряковых, только он смог «ненатужно и весело» рассмеяться, когда один из братьев полез на дерево и порвал рукав. Он один мог на вопрос: «Че ты смеешься?» легко и открыто заявить: «А ты мне не велишь?». Захарка всю жизнь искал повод, «чтобы так сказать – как Сашка» -  «… и не смог найти;  а он нашел – в  свои девять лет».

      Рассказ о Сашке можно выделить отдельно в воспоминаниях прошлого.

      В основе самого  сюжета лежит  описание увлекательнейшей и любимейшей игры всей детворы того времени – игры в прятки, когда деревенские ребята, пока водящий считает до ста, должны были спрятаться, а потом, неожиданно выскочив из укрытия «застучаться в белый квадрат, нарисованный на двери сельмага кирпичом».

      Главный герой – Захарка – ( а не Захар, таким он остается до конца повествования) был самым маленьким в компании деревенской «пацанвы». С ним особенно не считались, его почти не замечали, оттого ему более ценно уважительное, почти «на равных» отношение к нему Сашки – весельчака и всеобщего любимца. Тот не уставал удивлять сверстников. Однажды выскочил из своего убежища верхом на козе, крича «Чур меня, чур!».

     В этот раз он тоже хотел всех удивить.

     Скорее всего, Захарка  не является прямым виновником  гибели Сашки. Стечение случайных обстоятельств: «завечерело и похолодало, пацанам расхотелось продолжать игры», отсутствие телефона, нежелание мамы выслушать сына (возможно, Захарка  рассказал бы, что не всех ребят нашел)  - все это приводит к трагедии –  страшной гибели  человека.

      Уходя домой последним, проходя мимо сторожа, окурок которого «вспыхивает, будто сердце, последний раз толкающее кровь», Захарка прикладывает руку к белому квадрату (туда, где сидит спрятавшийся в последний раз Сашка) и шепчет: «Чур меня!»

      Вода, в которой мама моет Захарку «теплая», а масло на бутерброде «холодное». «Мама, я хочу рассказать тебе про игру». «И еще один стакан чая… Куда ты, мама? Я хочу рассказать сейчас же… Ну вот, ушла».

     У замерзшего в холодильнике Сашки был раскрыт «квадратный рот с прокушенным ледяным языком»… Всплывает заглавие рассказа - «Белый квадрат ». Это и квадрат, нарисованный белым кирпичом на двери сельмага, и белевшая дверца стоящего рядом холодильника, а еще это белое, холодное, незаживающее и незарастающее  пятно на совести и в душе героя.

    Даже косвенная причастность к гибели человека, сама мысль о том, что все могло бы быть иначе, если бы не…отравляет жизнь. Самое страшное и обидное, что в прошлом ничего не поправить, не «стереть ластиком и не переписать заново испорченную страницу жизни». С этим надо жить. 

      Настояшее в рассказе очень коротко, очень емко и весьма трагично. Это разговор автора с воображаемым собеседником, которого давно нет на свете: «он и не приходит никогда», и никто «не знает, где он».

      Сашке «холодно и душно» - это последние  ощущения мальчика перед смертью. При упоминании о холодильнике его лицо от крика  готово «хряснуть пополам».

      В первой же реплике этот воображаемый собеседник (Санька) говорит герою, что тот постарел, добавляя далее, что, очевидно, герой ищет облегчение в собственных «оправданиях перед жизнью», более того,  сам верит собственным оправданиям. И это действительно так, иначе постаревший уже («стареешь особенно быстро, когда начинаешь искать перед жизнью оправдания» )  герой не пришел бы сюда и не ждал бы «отпущения грехов»:  « Я не в силах вынести это, раздели со мной».

       Но Сашка не может его простить (Сашки просто нет, и прощать некому), поэтому он и не слышит (временами диалог переходит в монолог, реплики повисают в воздухе). Поэтому последние  «слова»  Сашки: «Нет, Захарка».

      Очевидно, в них заключается и авторская позиция: с этим надо жить. Каждый должен жить с тем, что он совершил в жизни, у каждого из нас есть свой крест, и его надо пронести до конца. Не перекладывая вину на другого,  как бы ни было тяжело.

      У многих из нас есть в жизни поступки и проступки, о которых нам неприятно, а иногда больно и обидно вспоминать (возможно, их и нельзя «оценить человеческой жизнью»). Но только тот может называться «Человеком», кто берет на себя ответственность за все, совершенное им самим и за все,  происходящее рядом с ним, на его глазах.

       У каждого из нас есть свой крест, и нести его надо достойно, не перекладывая ответственность  на окружающих, на случай, на стечение обстоятельств, Да, нести его надо достойно, даже если тебе очень больно, горько, невыносимо тяжело, только тогда ты

достоин звания человека. По – моему,  именно об этом говорит Захар Прилепин.

       Как большинство писателей постмодернизма  Прилепин выбирает форму малого эпического жанра – рассказ. Сочетание двух временных пластов  делает сюжет более трагичным, убедительным, полновесным. Представим на мгновение, что повествование лишилось бы разговора Захара с Санькой, что речь шла бы только о трагическом происшествии во время детской игры.

Рассказ потерял бы очень многое. Именно «невозможность » избавиться от чувства вины, получить прощение от «ушедшего в небытие» создает  нравственный пафос  произведения.

      Мне кажется, что в наше время очень трудно «достучаться» до современного читателя, пресыщенного «крутыми боевиками, детективами», многочисленными ужасами и убийствами. На мой взгляд, Захар Прилепин справился с вечной писательской задачей:  «разбудить в человеке человека».