Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №12"

Адрес299703, Российская Федерация, Город Севастополь, Балаклавский, Инкерман, Малиновского, 34

Контакты администрации 7(8692)72-21-53 gboushkola12@sev.gov.ru

Литература

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий останется прежним: Вторник, , Пятница. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения. Прошу присылать ответы на вопросы и задания  на  адрес моей электронной почты natali_kvasnevskaya@mail.ru . Чтобы решение не потерялось, указывайте в теме письма фамилию ученика. С уважением Квасневская Наталья Викторовна 

Перечень бесплатных ресурсов для дистанционного обучения

1. «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/ — интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны.
2. «Московская электронная школа» https://uchebnik.mos.ru/catalogue — широкий набор электронных учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков.
3. «Учи.ру» https://uchi.ru — бесплатная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.
4. «Яндекс. Учебник» https://education.yandex.ru/home — cервис для учителей 1-5-х классов с более 45000 уникальных заданий по математике и русскому языку по ФГОС.
5. Образовательные порталы для подготовки к ГИА-9,11 по всем предметам: https://oge.sdamgia.ru/, https://ege.sdamgia.ru/.
6. Издательство «Просвещение» https://media.prosv.ru/ — бесплатный доступ к электронным формам учебников.

Эм

Дата

Тема урока

Материал для изучения

Домашнее задание

06.04

Образ города в поэме "Мертвые души"

текст,презентация

составить сообщение по теме,характеристика героев произведения

10.04

Образ родины, лирические отступления в поэме " Мёртвые души"

текст, презентация

изучить презентацию, составить конспект.

10.04

Р.Р. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению

интернет ресурсы

Составить конспект Белинский о поэме " Мертвые души" 

ВНИМАНИЕ ! ГАГАРИНСКИЙ УРОК! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРСМОТРЕТЬ пО ССЫЛКЕ 

https://www.youtube.com/watch?v=N2ETq-3i9pc 

https://www.youtube.com/watch?v=gZkVzzdWBzw 

https://www.youtube.com/watch?v=w5j__yp-A-k

13.04

Р.Р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя " Мертвые души"

текст

написать сочинение ( темы на выбор прилагаются)

17.04

Литература 2 половины 19 века

презентация

кл. работа .краткий конспект

17.04

Эмоциональное богатство лирики Тютчева, Фета , Некрасова

 

литературная визитка одного из поэтов , анализ стихотворения на выбор(схема прилагается)

20.04

А. Н. Островский «Бедность не порок». Особенности сюжета

презентация

литературная визитка, прочитать пьесу . Анализ таблицей( тема, идея, герои, сюжетная линия)

24.04

Любовь в патриархальном мире и его влияние на героев пьесы

 

конспект по теме

24.04

Ф.М. Достоевский

Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди

 

анализ романа( герои, тема, идея, сюжетная линия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы, которые рекомендуются для изучения по желанию обучающихся  

Литература 9 класс

Тема

Материалы, рекомендуемые для самостоятельного изучения

1

Итоговый урок по теме : « Из литературы 19 века».

 

2-3

Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века Своеобразие ранней прозы   М. Горького

Проблематика ранней прозы Максима Горького

Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся гуманистом, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место Бога в его сознании занимал человек, но человек не обычный, а стоящий выше окружающих его людей, способный повести за собой толпу, способный на высшее самопожертвование, — Человек с большой буквы.

Мне кажется, что размышлять над вопросом, что есть человек, Горький начал уже в первом своем рассказе "Макар Чудра", где показал человека "красивого" и свободного, абсолютно не похожего на других. Затем, два года спустя, герои его рассказа "Старуха Изергиль" уже будут задаваться вопросом, зачем жить: для свободы от людей или для того, чтобы совершить подвиг во имя людей? В пьесе "На дне" автор поднимает вопрос, как жить человеку. И, наконец, в повести "Мать" Горький уже не только не задает никаких вопросов, но и создает образ, являющийся словно бы ответом на все эти вопросы, — человека настолько неординарного, "красивого", что создается ощущение, будто Павел и есть новый Мессия. Особое место в дооктябрьском творчестве Горького занимают так называемые "босяцкие" рассказы. Например, "Челкаш", "Коновалов", "Супруги Орловы". В этих "босяцких" рассказах романтизм приобретает реалистическую окраску. Тем не менее, думается, нельзя обвинить Горького в том, что здесь он отошел от романтического взгляда на своего героя: просто герои этих рассказов изображены в гуще жизни. Чтобы убедиться в этом, обратимся к рассказу "Челкаш", написанному в 1895 году. Это произведение можно условно разделить на три части: встреча героев, словесная дуэль и столкновение. Горький начинает свой рассказ в традиционной для него манере — он рисует пейзаж, в котором сочетаются черты как романтического ("потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море"), так и реалистического пейзажа ("закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом"). Великолепно дано Горьким и описание порта, который как будто бы "противоречит" морю — "свободной стихии".

На фоне этого монстра люди — маленькие, суетливые, их голосов даже не слышно. Изумительна и звуковая инструментовка пейзажа. Только прислушайтесь: "…звон якорных цепей, грохот сцепления вагонов, металлический вопль железных листов, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат". Все детали создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга. Пейзаж в рассказе не только фон, но и значимый элемент, раскрывающий авторский замысел. Пейзажное обрамление характерно для ранних рассказов Горького. Это же мы видим и в "Челкаше". Появляется описание Гаврилы. В его портрете нет динамики, и представляет его автор сидящим, в то время как Гришка "медленно шагает". "Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонившись спиной к тумбочке, сидел молодой парень, парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно" — таков портрет Гаврилы.

Если сравнить его образ с образом Челкаша, то сразу же понимаешь: это образы — антиподы. Думается, что в первый момент читательские симпатии находятся на стороне Гаврилы. В речи Челкаша Горький нарочито использует слова острые, грубые, неприятные. Гаврила же, напротив, говорит мягко, вежливо. И все же что-то в Гавриле настораживает… Уже после разговора Гришки с грузчиком, сторожем, а затем и Гаврилой можно отметить, что Челкаш — человек свободный, вольный, у него нет никаких привязанностей, а если вспомнить, что именно такой человек прославляется Горьким в рассказе "Макар Чудра", то писатель явно ему симпатизирует. Там же, в рассказе "Макар Чудра", звучит отзыв о крестьянине, выражающий, по моему мнению, отношение Горького и к Гавриле: "Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько… И всё работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгинет в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит своего поля и умирает, как родился, — дураком". Гаврила хотел быть свободным, но не был способен быть свободным. Это явно вытекает из разговора Челкаша и Гаврилы. В ходе этого диалога подчеркивается противоположность устремлений героев. "— А что тебе — свобода? Ты разве свободу любишь? — Да ведь как же? Сам себе хозяин, пошел — куда хошь, делай — что хошь… Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй, знай как хошь, бога только помни…

Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня". Вот каково отношение Гаврилы к свободе. Кроме того, он хочет "человеком стать". На первый взгляд, вроде бы все верно, но это представление о свободе примитивного, косного сознания, которое отвергается Гришкой. Что такое свобода для Челкаша? Ясного представления у него нет, но Гришке свойственны человеческое достоинство, гордость и способность быть "выше" окружающих его людей. Челкаш, еще не поняв Гаврилу, смотрит на него и с сочувствием, и с презрением. Но это вызвано тем, наверное, что он — Гаврила — имеет что-то, чего никогда не было у Челкаша: родной дом и чувство любви к свободе, которая ему не нужна. Становится ясно, что Челкаш и Гаврила — "два человека, живущие по-разному и для разного". Следовательно, неизбежно драматическое столкновение между ними, которое и происходит в третьей, заключительной части рассказа. К счастью, до убийства дело не доходит. Когда появляются деньги, Гаврила вначале униженно бросается Челкашу в ноги, а затем неожиданно хватает камень и бросает им в Челкаша. Гордый, и есть тот человек, который привлекает Горького. Но ищет его писатель теперь не в сказке, как раньше, а в гуще жизни. Таким образом, "босяцкие рассказы" Горького, в том числе "Челкаш", можно считать переходом к горьковскому "романтическому реализму", который станет творческим методом писателя и со всей полнотой обнаружится в повести "Мать".

 

5

М. Горький .Пьеса«На дне».» «Правда в пьесе Горького « На дне».

Анализ «На дне» Горький

В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.

 

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.

Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.

История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца 19 века, глубокий экономический кризис, безработицу, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.

Направление – критический реализм (соцреализм).

История создания

Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900 -1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.

В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов 19 века, фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью – поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс, во многом благодаря гениальности автора, а также спорности озвученных проблем. В любом случае – о пьесе говорили, с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.

  •  

Тема

В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы рассуждают на высокие темы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высоко моральным, духовно богатым.

Вместе с тем, любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно, оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.

Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают – она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.

Композиция

Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит – обречены на гибель.

 

6

Из  поэзии  Серебряного  века. Многообразие поэтических голосов эпохи. Поэзия А Блока, С.Есенина. В.Маяковского

Временные рамки поэзии Серебряного века охватывают конец 19 – начало 20 века (примерно 20-30-е годы).

На стыке веков русская поэзия пережила второе рождение. Возникло множество литературных течений, главным из которых считался символизм. Он являлся ответом на кризис, бытовавший в европейской культуре. Реализм постепенно терял свои позиции, уступая дорогу молодому поколению литераторов.

Некоторые литературоведы считают, что эпоха Серебряного века началась в 1897 году, когда публицист В. С. Соловьев опубликовал произведение “Оправдания добра”. В нем содержались те философские догмы, которые были основой для поэтов Серебряного века.

Основные течения Серебряного века были разноплановыми и обладали своими уникальными особенностями.

Символизм. Главным инструментом исследования окружающего мира является символ. Он указывает на то, что находится за границами понимания человека. Символисты концентрировались на подсознательно-интуитивном восприятии окружающей действительности. Они делали упор на искусстве намека, недосказанности, чтобы читатель смог догадаться о тайном смысле, скрытом в произведении. Представители: К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб.

Акмеизм. Возник на основе символизма примерно в 1911 году, когда Н. С. Гумилев организовал поэтическое объединение “Цех поэтов”. Произведения акмеистов были более понятны читателю. Они не были наделены каким-то глубоким смыслом, который трудно постичь. Акмеисты не отрицали духовную сторону жизни, но предпочитали писать о земных вещах. Конец эпохи акмеизма припадает на 1914 год. Представители: М. А. Зенкевич, А. А. Ахматова.

Футуризм. Главная цель – эпатировать публику как формой стиха, так и его содержанием. Футуристы больше ориентировались не на музыку (как это делали символисты), а на живопись. Они призывали покончить с традиционным искусством и забыть о Золотом веке русской литературы. Большее внимание футуристы уделяли не смыслу, а самому слову. Они пытались его всячески изменить, чтобы выдумать новую стихотворную форму. Направления: кубофутуризм, эгофутуризм. Представители: В. В. Маяковский, В. В. Каменский.

Имажинизм. Упор на образности поэзии, отсутствии клише и эпатажности. Главным художественным средством становится метафора. В поэзии имажинистов не было единой темы или настроения. Были и пессимистические произведения, и стихи, наполненные патриотизмом. Течение распалось в 1925 году. Представители: А. Б. Мариенгоф, С. А. Есенин.

На смену Серебряному веку пришла литература советского периода.

 

7

Основные темы и мотивы поэзии М. Цветаевой И А. Ахматовой. М. Цветаевой

Чтение стихов

8

М. А. Булгаков. Жизнь и

Творчество. Повесть«Собачье сердце»: предупреждение об опасности социальных экспериментов

 

Краткий анализ

Год написания – повесть написана в 1925 году.

История создания – произведение создаётся быстро – за три месяца, расходится в самиздате, однако опубликовано на родине только в 1986 году в период перестройки.

Тема – неприятие насильственного вмешательства в историю, политических изменений в обществе, тема человеческой натуры, её природы.

Композиция – кольцевая композиция, основанная на образе главного героя.

Жанр – социально-философская сатирическая повесть.

Направление – сатира, фантастика (как способ подачи художественного текста).

История создания

Произведение Булгакова было написано в 1925 году. Всего за три месяца на свет родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.

Оно готовилось к изданию в журнале “Недра”. Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую, откровенно враждебную к существующему политическому строю, книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись “Собачьего сердца” была изъята. В первоначальном варианте книга называлась “Собачье счастье. Чудовищная история”, позже она получила современное название, которое связывают со строками из книги А. В. Лайферта.

Сама идея фабулы, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, заимствована автором у писателя-фантаста Г. Уэлсса. Булгаковский сюжет становится едва ли не прикрытой пародией на правительственные круги и их политику. Писатель дважды выступал с чтением своей повести, впервые – на литературном собрании “Никитинские субботники”.

После очередного выступления зал был в восторге, за исключением нескольких писателей-коммунистов. При жизни автора его произведение не публиковалось, во многом из-за опального содержания, но была и другая причина. “Собачье сердце” впервые было опубликовано за рубежом, это автоматически “приговаривало” текст к гонениям на родине. Поэтому только в 1986 году, спустя 60 лет, оно появилось на страницах журнала “Звезда”. Несмотря на немилость, Булгаков надеялся опубликовать текст при жизни, его переписывали, копировали, передавали друзья и знакомые писателя, восхищаясь смелостью и оригинальностью образов.

Тема

Писатель поднимает проблему идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильного изменения порядка в истории. Результаты революции плачевны, она, как и операция профессора Преображенского, привела к совсем неожиданным последствиям, вскрыла самые страшные болезни общества.

Тема человеческой природы, натуры, характеров также затронута автором. Он даёт полупрозрачный намёк на то, что человек чувствует себя слишком всесильным, но не в состоянии контролировать плоды своей деятельности.

Кратко о проблематике произведения: насильственное изменение общественного строя и уклада неминуемо приведёт к плачевным результатам, “эксперимент” будет неудачным.

Идея повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы – не приведёт к позитивным изменениям. Автор придерживается здорового консерватизма.

 

9

М.А. Шолохов «Судьба человека»: образы в рассказе. Повествование о трагедии и подвиге народа в годы ВОВ

Нельзя забывать уроки, которые человечество вынесло из общей трагедии народа, Великой Отечественной войны. Война нанесла непоправимый ущерб миллионам наших сограждан, и одним из них был Андрей Соколов, главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека». Достоверность величайшего творения автора завоевало мировую популярность, поражая своим трагизмом и человечностью.

Краткий анализ

Год написания – 1956 г.

История создания – В основу рассказа легли реальные события. Свою историю писателю рассказал один человек, повстречавшийся ему на охоте. История поразила писателя до того, что он решил обязательно напечатать рассказ.

Тема – Основной темой произведения является тема войны, наряду с ней раскрывается тема силы духа человека, поиска жизненного смысла.

Композиция – Композиция этого произведения состоит из двух рассказов, сначала повествование идет от лица автора, потом свою историю рассказывает его новый знакомый. Заканчивается произведение словами автора.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Интересна история создания этого рассказа. Однажды на охоте, М. Шолохов встретил человека. Между новыми знакомыми завязался разговор, и случайный прохожий рассказал Шолохову о своей печальной судьбе. Трагическая история глубоко затронула душу писателя, и он решил обязательно написать рассказ. К работе он приступил не сразу, в течение десяти лет писатель муссировал эту идею, и лишь потом, всего за несколько дней, перенес ее на бумагу, и год написания рассказа стал 1956. Произведение увидело свет в самом конце года, в канун года 1957.

Рассказ «Судьба человека», был посвящен писателем Е. Г. Левицкой. Она была в числе первых читателей «Тихого Дона», и способствовала выпуску этого романа в свет.

Тема

В рассказе «Судьба человека» анализ произведения сразу же выявляет главную тему, тему войны, и не только войны, а человека, участвовавшему в ней. Эта трагедия целой страны раскрывает самые глубины человеческой души, она ясно дает понять, что представляет собой человек на самом деле.

До войны, Андрей Соколов был обычным человеком, у него был дом, семья, работа. Как и все обычные люди, Соколов жил и трудился, может быть, о чем-нибудь мечтал. Во всяком случае, война в его планы никак не входила. Андрей выучился на шофера, работал на грузовике, дети хорошо учились в школе, жена занималась хозяйством. Все шло, как обычно, и вдруг грянула война. Уже на третий день Соколов отправился на фронт. Как истинный патриот своей Родины, Соколов становится ее защитником.

Шолохов был одним из писателей, который был уверен в силе духа русского человека, способного и кровавом побоище сохранить настоящие человеческие качества. В его рассказе основной мыслью озвучена судьба Андрея Соколова, сумевшего остаться человеком, и его судьба созвучна с миллионами других советских людей, прошедших через мясорубку войны, плен, концлагеря, но сумели вернуться к нормальной жизни, не потеряв в себе самого главного – человечности.

В этом произведении выражена проблематика нравственности и духовности. Война каждого поставила перед выбором, и каждый сам решает эти проблемы. Такие, как Андрей Соколов, не согнулись перед врагом, сумели устоять, выдержать, и только еще больше укрепить свою веру в могущество Родины и русского народа. Но были и такие, которые ради сохранения своей мелкой, никчемной жизни, готовы были предать и товарища, и Родину.

Человек остается человеком в любой ситуации, какой бы страшной она не была. В худшем случае, человек выберет смерть, но человеческое достоинство не позволит совершить предательство. А если человек выбирает себе жизнь ценою жизни своих товарищей, он уже не может называться человеком. Так поступил и Соколов: услышав о готовящемся предательстве, он просто придушил этого подленького гаденыша.

 

10

Литература 50-80-х годов 20 века

Период социальных реформ, начавшихся в 1953 году после смерти И. Сталина, получил образное определение — "оттепель" — по одноименному названию повести Ильи Эренбурга, опубликованной в журнале «Знамя» в 1954 году. В эти годы были сделаны первые шаги по пути преодоления сталинизма, началось восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. С 1955 года возобновилась деятельность журнала «Иностранная литература», в котором публикуются произведения зарубежных авторов.

Огромную популярность у писателей, входивших в литературу — и русскую, и зарубежную — второй половины XX века, получило творчество американского писателя Эрнеста Хемингуэя , хорошо знавшего и ценившего творчество русских классиков: Гоголя, Толстого, Тургенева, Чехова и Достоевского. Американский писатель был участником Первой и Второй мировых войн. Он в числе первых отреагировал на агрессию фашистов, напавших на нашу страну в 1941 году, прислав в Москву телеграмму со словами поддержки.

  • Честность и правдивость — эти слова являются ключевыми для развития русской литературы в послесталинский период.
  • В 1956 году состоялся XX съезд КПСС, где Н С. Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина . Разоблачительный пафос доклада Н.С. Хрущева породил надежды на то, что правда станет основным законом жизни общества. Очевидно, этими надеждами обусловлен тот взлет публицистики , который пришелся на первые годы "оттепели". Публикация очерков Сергея Смирнова (1915 — 1976), посвященных обороне Бреста, пробила дорогу мемуарной литературе бывших узников фашистских лагерей, а затем и тех, кто прошел ГУЛАГ. Неблагополучному состоянию дел в сельском хозяйстве были посвящены очерки публициста Валентина Овечкина (1904 — 1968).

Во многом под воздействием очерковой публицистики военных и послевоенных лет, мемуарно-очерковой литературы активизировался процесс демократизации художественного стиля эпохи. Из литературы уходили заданность конфликтов и характеров, "всевластие" автора над материалом, сочетание авторитарного стиля с романтической героизацией. Так же как и в других видах искусства, в литературе усилилось субъективное начало. Новому художественному осмыслению подвергались такие исторические явления, как революция, коллективизация, гражданская война, политические репрессии и др. Постепенно переосмысливались проблемы взаимоотношений личности и общества, личности и государства, личности и истории.

 

Концептуально значимым для советской литературы второй половины XX века стало переосмысление связей личности с национальной традицией. Если на начальном этапе развития в советском искусстве создавались образы людей, порывающих с традициями старого мира, то в 1950 — 1980-е годы писатели все пристальнее вглядывались в те черты, которыми личность связана с психологией и культурой своего народа.

менно со второй половины XX века начался процесс пробуждения художественного сознания, в целом проходивший в двух направлениях, связанных с возрождением принципов реалистическою искусства. Так, например, в 1960-х годах выразителем демократических идей стал журнал " Новый мир ", a в 1970 — 1980-е годы русской национальной идеей была пронизана деятельность журнала " Наш современник" . На страницах этих периодических изданий печатались лучшие произведения военной, лагерной, деревенской и городской прозы. Понятиями "военная", "лагерная", "деревенская", "городская" обозначались тематические разновидности советской реалистической литературы, осмыслявшейся как единый массив, генеральным идейно-художественным ориентиром которого оставался метод социалистического реализма.

 

 

11-12

итоговые